nlr_spb

Categories:

Зимняя сказка

Сказочное время наступает. Снег еще бел и чист, впереди нас ждет череда самых радостных праздников, и зимних прогулок, и катаний на лыжах и санках, и тихих вечеров в тепле с книгами и друзьями. Сегодняшний вечер предлагаем провести с книгой, проиллюстрированной одним из величайших художников двадцатого века:

Снегурочка : [Сказка] / [Рис. К. С. Петров-Водкин]. - М. ; Пг. : Мысль, [1924]. - [8] с. : ил. 

Сам Кузьма Сергеевич Петров-Водкин не любил заниматься книжной иллюстрацией. Вот как он сам об этом говорил:

«Я всегда этого дела боялся и неохотно брался за него; но не потому, что я не сумел бы сделать интересные вещи в этой области, а потому, что меня запугали «книжники» и графики из журнала «Мир искусства». Да, это действительно страшная история в смысле печати и оформления, и всегдашние разговоры, как нарисовать, чтобы удобнее печатать. У меня это как-то не выходит«

Мы бы с ним, может быть, поспорили, но пусть это сделают профессионалы:

В иллюстрациях к этой книжке можно видеть отголоски силуэтной графики, которую использовали «мирискусники», например, Г.Нарбут. Петров-Водкин, обладая даром плоскостного мышления, не прошёл мимо этой техники. Но он значительно расширил возможности силуэта и тематически, а главное – технически: если мастера «Мира искусства» обогатили силуэтную графику новым выразительным средством – белым пятном на чёрной плоскости, вводя его, например, в детали костюма или иную форму, то Кузьма Сергеевич попробовал совместить силуэт с перовым рисунком тушью, линию - с пятном. Первый план в иллюстрациях к «Снегурочке» выполнен силуэтом, а второй – пером. Совмещение двухмерного (плоскостного) силуэтного изображения и перового рисунка переводит образы иллюстраций в объёмно-пространственное, трёхмерное измерение. Эта формообразующая структура вносила в иллюстрацию новые пластические качества и придавала работам художника особую выразительность. Петров-Водкин предварил в этих иллюстрациях советы В. А. Фаворского, который неоднократно внушал студентам ВХУТЕМАСа: «Если в композиции изображено три яблока, то одно из них неизбежно должно стать силуэтным и как бы пропускать взгляд через себя к другим формам. Иначе картина будет напоминать бильярдный стол, заполненный шарами».     Художник мастерски использовал возможности силуэтного контура: плоские пятна фигур людей полны жизни и экспрессии. Благодаря совмещению художником силуэта и перового рисунка создаётся прочное единство шрифта и иллюстрации: абстрактной формы и фигуративной (Бородина В. И. Иллюстрации К. С. Петрова-Водкина к детским книжкам первой половины 1920-х годов // Новости Радищевского музея : сайт / Саратовский государственный музей им. А. Н. Радищева. — Саратов, 01.08. 2011

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic