Наши люди - Даниил Натанович Альшиц (литературный псевдоним - Д. Аль, 1919-2012)

3 февраля исполнилось бы 100 лет Даниилу Натановичу Альшицу, российскому историку, известному практически всей культурной советской общественности драматургу (его пьеса «…Правду! Ничего, кроме правды!!!» гремела в постановке товстоноговского БДТ). Для нас Даниил Натанович еще и сотрудник Публички, работавший в Отделе рукописей с 1947 по 1984 годы, с перерывом с 1949 по 1955 годы, которые он провел в Каргопольлаге за «антисоветскую агитацию». Про плодотворную деятельность Д. Н. Альшица на ниве исследования древнерусской рукописной книги можно прочесть здесь.
А нам бы сегодня хотелось вспомнить еще одну грань таланта Альшица — великолепные «капустники» исторического факультета Ленинградского (тогда) университета. Эти тексты собраны им самим в сборник:
![Альшиц Д.Н. Восстановление ума по черепу : [Сборник] / Д. Аль; Междунар. благотворит. фонд спасения Петербурга - Ленинграда. - СПб. : Междунар. благотворит. фонд спасения Петербурга - Ленинграда, 1996. - 95, [1] с. Альшиц Д.Н. Восстановление ума по черепу : [Сборник] / Д. Аль; Междунар. благотворит. фонд спасения Петербурга - Ленинграда. - СПб. : Междунар. благотворит. фонд спасения Петербурга - Ленинграда, 1996. - 95, [1] с.](https://ic.pics.livejournal.com/nlr_spb/77459536/349106/349106_original.jpg)
Одна из этих шуток посвящена родному Отделу рукописей. Маленькая цитата:
«Читать рукописи невозможно. Поэтому историки, прежде чем их читать, сначала их публикуют, а потом уже читают». Остальное — под катом.
Экскурсия по Отделу рукописей Публичной библиотеки
Ведущий: Дорогие выпускники и гости исторического факультета! Каждый из вас, несомненно (хотя бы один раз), был читателем нашей любимой Публички. В этом почтенном заведении работает несколько десятков наших выпускников-историков всех специальностей и национальностей. Мы имеем возможность показать вам обычную, можно сказать, - типовую экскурсию, которую проводит для читателей библиотеки наша выпускница.
Входит дама типа «синий чулок», в очках, с указкой в руке.
Экскурсовод: Два слова из истории Публичной библиотеки. Наша библиотека открылась в тысяча восемьсот четырнадцатом году. Здание библиотеки было построено до того, как она открылась.
Теперь мы с вами пойдем в Отдел рукописей.
В Отделе рукописей лежат рукописи. Рукописи, как правило, писали руками. Были только редкие исключения. Вот Иван Федоров – тот рукописи печатал. А все остальные рукописи – это сплошной самиздат.
Писали рукописи на бумаге. Бумага тогда делалась из телячьей шкуры. Шкуры для этого брали грудные. Не в смысле груди, а в смысле детского возраста.
Читать рукописи невозможно. Поэтому историки, прежде чем их читать, сначала их публикуют, а потом уже читают. Посмотрим основные рукописи.
Вот лежат летописи. Как вы знаете, летописи писали профессора Шахматов, Приселков и Лихачев. Был еще летописец Нестор. Его летопись называлась «Повесть временных лет». Она посвящена истории питания в Древней Руси. Это видно из ее заглавия: «Откуда есть пошла русская земля и откуда русская земля стала есть».
А вот жития святых. Повесть про одного святого. Она называется – «Повесть о старце, умершем в блуде, и како почернело лицо его». Ну, это рукопись для больше 16 лет, и раскрывать ее содержание я не буду. Сами можете догадаться, о чем речь, - не маленькие.
Теперь перейдем к иностранным рукописям.
Вот знаменитый молитвенник небезызвестной Марии Стюарт. Она пользовалась им после казни и сделала на нем собственноручные помарки.
Теперь посмотрим хронику. В средние века не было кинохроники и взамен ее выпускали книгу-хронику. Вот тут есть миниатюры. На первой изображен французский король. Французские короли все имели свои инвентарные номера – 5-й, 10-й, 20-й. Их даже собственные жены называли по номерам. Один из них, прощаясь со своей женой Марией Антуанеттой перед сном, говорил: : «Прощай, моя любимая, моя единственная». А она ему отвечала: «Прощай, мой любимый, мой XVI-й».
Вообще французские короли были некрасивые, только один был ничего – Филипп Красивый, вот он тут и изображен.
Теперь перейдем к автографам. Автографы тоже писались руками. От рукописей они отличаются тем, что они короткие.
Теперь перейдем к папирусам. Папирусов у нас немного – всего один. Он лежит в Публичной библиотеке более 3000 лет…
Теперь перейдем к музыкальным фондам…Но это совершенно неинтересно и можно не смотреть. Лучше эти рукописи послушать в оперном театре. Там они озвучены, а здесь одни значки.
А вот рукописи Пушкина, Лермонтова, Тургенева и всех остальных представителей литературы. Их тоже здесь читать не стОит, они у всех дома есть.
Вот, собственно, то, что было собрано при царях и царицах. Приходите еще раз через год, у нас еще 1-2 рукописи прибавятся.
А сейчас пошли скорее – следующая экскурсия идет.
