nlr_spb

Categories:

"Одно из самых губительных зол нашей учащейся молодежи"

Итак, корень всех зол обнаружен. И случилось это еще в 1915 году. Вот как думаете, что это? Ответ под катом, а для затравки — книга Лидии Чарской «Гимназисты». Изображенное на ее обложке поведение — это не корень зол, а его последствия.

Чарская Л. А. Гимназисты : повесть ; Сирена : повесть ; В глуши : рассказ / Л.А. Чарская; с рис. худож. М.А. Андреева. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : издание В.И. Губинского, [1915]. - 222 с., [11] л. ил. : ил.
Чарская Л. А. Гимназисты : повесть ; Сирена : повесть ; В глуши : рассказ / Л.А. Чарская; с рис. худож. М.А. Андреева. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : издание В.И. Губинского, [1915]. - 222 с., [11] л. ил. : ил.

Репетиторы

Слух о том, что дневные занятия в некоторых учебных заведениях будут заменены вечерними, взволновал родителей.

И вы думаете, что они взволновались поздним временем окончания, и тем соображением, как дети в десятом часу вечера пойдут домой, когда на улицах появились проститутки и разные темные личности? Быть может, они беспокоятся тем, что неизбежно более поздний час для отхода ко сну - нездоров для ребенка? А что час этот отодвигается далеко к полуночи - это несомненно. Придя домой из классов в половине десятого, в десять, мальчик не только запросит чая, но захочет и съесть чего-нибудь, кроме сухарей или куска булки. А сейчас же спать после еды считается вредным, - и выходит что рано-рано можно уложить его только к двенадцати.

Итак, вы думаете, именно эти вопросы поднимают родители, родственники или "лица, заступающиие оных место", как писалось прежде в циркулярах министерства народного просвещения? Ничуть не бывало. Их волнует совершенно другое.

Они беспокоятся: как мальчик будет готовить уроки днем, когда папаша на службе, а мамаша хлопочет по хозяйству? Его, видите-ли контролировать при таких условиях затруднительно. Как, бедный, он один будет подготовляться к классам?

Думается, за этими сетованиями кроются другие: репетитор тоже занят днем и может приходить только вечерами, - значит ученик останется без репетитора? Кто же будет за него решать задачи, готовить переводы, проверять, насколько усвоено памятью данное историческое событие, хронология или биография того или другого лица?

Мне кажется, что одно из самых губительных зол нашей учащейся молодежи - это руководство репетиторов и опека домашних во время приготовления уроков. Самостоятельность ребенка совершенно парализуется.

Заметка опубликована в 1915 году в газете «Биржевые ведомости» и полностью ее можно прочесть по ссылке.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic